Через 30 лет после окончания эры коммунизма в Восточной Европе важную
роль играет религия. Православные наиболее критически относятся к
гомосексуализму, а их отношение к мусульманам весьма различно.
Несмотря на многолетнее преследование церкви и навязывавшийся властями атеизм, религия в Восточной Европе и России играет важную политическую роль. Об этом свидетельствуют результаты исследования американского социологического института Pew, проведенного среди 25 тысяч человек из 18 стран. При этом решающее значение для ответов на заданные вопросы имело то обстоятельство, был ли тот или иной участник исследования католиком или православным. В частности, это касалось отношения людей к исламу, к демократии и к Западу. Так, большинство участников опроса в Белоруссии, Сербии, Армении, Болгарии и Греции высказались за усиление России в качестве противовеса Западу.
В последнее время в большинстве стран Восточной Европы значительно выросло число православных. В России в 1991 году около 37% опрошенных признались в принадлежности именно к этой вере. В 2015 году их доля достигла 71%. Лишь около 15% заявили, что не относятся ни к какой религии (являются атеистами или не принадлежат ни к какой вере). 10% признались, что являются мусульманами. В остальных восточноевропейских странах доля православных была еще больше (78% на Украине, 86% в Румынии).
Одновременно существенно сократилось число католиков, проживающих в Восточной Европе. В большинстве преимущественно «католических» стран, которые все являются членами ЕС, их доля снизилась. Это можно сказать о Польше (снижение с 96 до 87%), Литве и Венгрии (несколько большее снижение), но в гораздо большей степени эта тенденция коснулась Чехии (снижение с 44 до 21%). Кроме того, в этой стране, а также в изначально «лютеранской» Эстонии зарегистрировано наибольшее число (соответственно, 72 до 45%) людей, не привязанных к какой-либо конкретной религии.
При этом, впрочем, католики наиболее истово веруют в Бога. Так, в России лишь 6% опрошенных православных не менее одного раза в неделю ходят в церковь, тогда как в Польше число католиков, с аналогичной регулярностью посещающих церковь, достигает 45%. В то же время именно православие значительно сильнее, чем католицизм, влияет на мировоззрение и политические настроения верующих, начиная с утверждения «Наш народ не идеален, но наша культура стоит выше других». С ним согласились, к примеру, многие греки (89%) и россияне (69%), но «всего лишь» 55% поляков и чехов.
Православные более терпимы к мусульманам, чем католики
Национальная гордость, традиционные представления о семье, осуждение гомосексуализма в значительно большей степени присущи православию. Не приверженные какой-либо религии жители преимущественно «православных» стран выражали эту позицию не реже, чем верующие. Заметно, однако, что люди моложе 35 лет значительно более либеральны: 9% молодых россиян выразились за легализацию однополых браков — по сравнению с показателем в 3% среди остальных категорий граждан. Для сравнения: аналогичное соотношение в Греции составило 45 к 19%.
Примечательна относительная высокая толерантность православных к мусульманам. Так, 28% опрошенных не возражали бы, если бы мусульманин стал членом их семьи, а 68% были бы не против, если бы мусульмане становились гражданами их страны. Среди католиков аналогичные показатели составили 15 и 43%. Соответственно, православные в большей степени, чем католики, приветствовали бы более «разнообразное» в религиозном плане общество. Это, вероятно, связано с тем, что россияне, украинцы и болгары имеют относительно большой опыт совместного проживания с мусульманскими меньшинствами (татарами, турками). Лишь по отношению к представителям еврейской национальности среди православных есть более заметная тенденция к отвержению, чем среди католиков.
Между религией и приверженностью демократии выявить четкой взаимосвязи не удалось. На вопрос, возможны ли были бы при определенных условиях лучшие формы государственного управления, лишь 41% россиян ответили утвердительно. Больший скепсис заметен лишь среди жителей Молдавии. Сербы также проявили себя небольшими «друзьями» демократии. Зато большими «друзьями» демократии оказались также преимущественно православные греки, 77% которых назвали демократию наилучшей формой управления.
Изучением отношения жителей восточноевропейских стран к НАТО или ЕС социологи не занимались. Но косвенно об их настроениях свидетельствуют ответы на вопрос: «Нужна ли сильная Россия, чтобы уравновесить влияние Запада?» На него более 50% опрошенных жителей России, но также и граждан некоторых стран-членов ЕС (Греции и Болгарии) ответили утвердительно. Впрочем, на этот вопрос можно было дать несколько вариантов ответа. Поэтому более 50% греков, к примеру, высказались также за «тесное сотрудничество» с Америкой и Западом.
В ходе исследования удалось выявить большое количество приверженцев России в роли «защитника» православных христиан за границей. Определенно «прозападными» проявили себя большинство православных украинцев (вероятно, вследствие нынешней войны с Россией), а также жителей Румынии и Грузии. Там доминируют традиционные представления о ценностях (впрочем, в некоторых странах также относительно большой скепсис относительно демократии как формы правления). Многие из православных народов выразились за «сильную Россию» также в качестве противовеса Западу: конечно, прежде всего, россияне, а также белорусы, сербы, армяне и живущие в ЕС болгары и греки.
Несмотря на многолетнее преследование церкви и навязывавшийся властями атеизм, религия в Восточной Европе и России играет важную политическую роль. Об этом свидетельствуют результаты исследования американского социологического института Pew, проведенного среди 25 тысяч человек из 18 стран. При этом решающее значение для ответов на заданные вопросы имело то обстоятельство, был ли тот или иной участник исследования католиком или православным. В частности, это касалось отношения людей к исламу, к демократии и к Западу. Так, большинство участников опроса в Белоруссии, Сербии, Армении, Болгарии и Греции высказались за усиление России в качестве противовеса Западу.
В последнее время в большинстве стран Восточной Европы значительно выросло число православных. В России в 1991 году около 37% опрошенных признались в принадлежности именно к этой вере. В 2015 году их доля достигла 71%. Лишь около 15% заявили, что не относятся ни к какой религии (являются атеистами или не принадлежат ни к какой вере). 10% признались, что являются мусульманами. В остальных восточноевропейских странах доля православных была еще больше (78% на Украине, 86% в Румынии).
Одновременно существенно сократилось число католиков, проживающих в Восточной Европе. В большинстве преимущественно «католических» стран, которые все являются членами ЕС, их доля снизилась. Это можно сказать о Польше (снижение с 96 до 87%), Литве и Венгрии (несколько большее снижение), но в гораздо большей степени эта тенденция коснулась Чехии (снижение с 44 до 21%). Кроме того, в этой стране, а также в изначально «лютеранской» Эстонии зарегистрировано наибольшее число (соответственно, 72 до 45%) людей, не привязанных к какой-либо конкретной религии.
При этом, впрочем, католики наиболее истово веруют в Бога. Так, в России лишь 6% опрошенных православных не менее одного раза в неделю ходят в церковь, тогда как в Польше число католиков, с аналогичной регулярностью посещающих церковь, достигает 45%. В то же время именно православие значительно сильнее, чем католицизм, влияет на мировоззрение и политические настроения верующих, начиная с утверждения «Наш народ не идеален, но наша культура стоит выше других». С ним согласились, к примеру, многие греки (89%) и россияне (69%), но «всего лишь» 55% поляков и чехов.
Православные более терпимы к мусульманам, чем католики
Национальная гордость, традиционные представления о семье, осуждение гомосексуализма в значительно большей степени присущи православию. Не приверженные какой-либо религии жители преимущественно «православных» стран выражали эту позицию не реже, чем верующие. Заметно, однако, что люди моложе 35 лет значительно более либеральны: 9% молодых россиян выразились за легализацию однополых браков — по сравнению с показателем в 3% среди остальных категорий граждан. Для сравнения: аналогичное соотношение в Греции составило 45 к 19%.
Примечательна относительная высокая толерантность православных к мусульманам. Так, 28% опрошенных не возражали бы, если бы мусульманин стал членом их семьи, а 68% были бы не против, если бы мусульмане становились гражданами их страны. Среди католиков аналогичные показатели составили 15 и 43%. Соответственно, православные в большей степени, чем католики, приветствовали бы более «разнообразное» в религиозном плане общество. Это, вероятно, связано с тем, что россияне, украинцы и болгары имеют относительно большой опыт совместного проживания с мусульманскими меньшинствами (татарами, турками). Лишь по отношению к представителям еврейской национальности среди православных есть более заметная тенденция к отвержению, чем среди католиков.
Между религией и приверженностью демократии выявить четкой взаимосвязи не удалось. На вопрос, возможны ли были бы при определенных условиях лучшие формы государственного управления, лишь 41% россиян ответили утвердительно. Больший скепсис заметен лишь среди жителей Молдавии. Сербы также проявили себя небольшими «друзьями» демократии. Зато большими «друзьями» демократии оказались также преимущественно православные греки, 77% которых назвали демократию наилучшей формой управления.
Изучением отношения жителей восточноевропейских стран к НАТО или ЕС социологи не занимались. Но косвенно об их настроениях свидетельствуют ответы на вопрос: «Нужна ли сильная Россия, чтобы уравновесить влияние Запада?» На него более 50% опрошенных жителей России, но также и граждан некоторых стран-членов ЕС (Греции и Болгарии) ответили утвердительно. Впрочем, на этот вопрос можно было дать несколько вариантов ответа. Поэтому более 50% греков, к примеру, высказались также за «тесное сотрудничество» с Америкой и Западом.
В ходе исследования удалось выявить большое количество приверженцев России в роли «защитника» православных христиан за границей. Определенно «прозападными» проявили себя большинство православных украинцев (вероятно, вследствие нынешней войны с Россией), а также жителей Румынии и Грузии. Там доминируют традиционные представления о ценностях (впрочем, в некоторых странах также относительно большой скепсис относительно демократии как формы правления). Многие из православных народов выразились за «сильную Россию» также в качестве противовеса Западу: конечно, прежде всего, россияне, а также белорусы, сербы, армяне и живущие в ЕС болгары и греки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий